Статьи

Русская Православная Церковь при Николае II

2021-07-31 15:12 Основные

Введение


«В последнем православном Российском монархе и членах его семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь с 3/16 на 4/17 июля 1918 года был явлен побеждающий зло свет Христовой веры».
— Деяние Юбилейного Архиерейского Собора о соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Архиерейский Собор 2000 г. http://www.patriarchia.ru/db/text/423849.html

Период правления последнего самодержца Российского выбран не случайно, а сугубо обдуманно. Более противоречивой информации по истории ХХ века, чем за обозначенный период, я не встречала, безусловно, существуют противоположные точки зрения тех или иных событий, но таких кардинальных противоречий, в истории «не столь давно, минувших лет», мы вряд ли найдем. Как говорится: «факты вещь упрямая», но тем не менее, несмотря на статистические показатели лидирующего положения Российской Империи в мире, мировой экономике, социального обеспечения общества в годы правления Николая II, распространено мнение, что это период правления одного из самых бездарного, безвольного и просто слабого человека в истории России. При изучения трудов современных историков, я вошла в еще большее замешательство, приводя одни и те же цифры, им предают совершенно противоположное значение. Даже сам факт отречения, весьма спорный вопрос: кто-то считает это «фейком», кто-то непростительной слабостью Царя, а кто-то просто необдуманным и не взвешенным поступком. Существует мнение, что Царских мучеников и вовсе не стоило прославлять (причем, такого мнения не чужды и некоторые архиереи). Так что же за человек был Царь Николай, каково было его правление, его политический курс, духовный путь, его отношение к Русской Православной Церкви, главное, каково православное отношение к Царской семье, Царю и его правлению?

Царь Николай II — последний самодержец Российской Империи.

Царская Семья.


«Укрепляй семью, она — основа всякого государства».
— Император Александр III сыну Николаю

12/24 апреля 1865 года в Нице скоропостижно умирает цесаревич Николай Александрович. Во время заграничной поездки наследник престола занемог, увы ему не смогли поставить правильный диагноз – костный менингит. Во Флоренции его лечат от простуды и радикулита теплыми банями, что усугубило его состояние, и привело к необратимым последствиям. Уже умирающегоНиколая Александровича привозят в Ницу, куда приезжает и Царская семья. Что пережил царь Алекасндр II, сложно представить, он долго не решался зайти за ширму, где лежал его угасающий сын. Ведь в это момент не просто уходи его ребенок, а Россия теряла наследника подготовленного и специально обученного к управлению Великой Империи. Тут же находились братья цесаревича Великие Князья Александр и Владимир, а так же обрученная с ним невеста датская принцесса Дагмара (будущая императрица Мария Федоровна). Здесь незадолго до смерти Николай Александрович, который раньше признавался матери, что не может решить, кого он «больше любит — Сашу или Дагмару», попросил их взяться за руки и поклясться, что после его кончины они станут мужем и женой (Антон Трофимов. Источник информации - портал История.РФ, https://histrf.ru/biblioteka/b/tsiesarievich-nikolai-alieksandrovich-nasliednik-nie-stavshii-impieratorom).

Таким образом Александр Александрович становиться наследником престола и получает невесту своего любимого брата. 28 октября (9 ноября) 1866 года состоялась свадьба цесаревича Александра Александровича и великой княжны Марии Федоровны, а через 15 лет император Александр III взошел на российский престол (Источник информации - портал История.РФ, https://histrf.ru/biblioteka/b/tsiesarievich-nikolai-alieksandrovich-nasliednik-nie-stavshii-impieratorom). Своего первенца и наследника Российской Короны он нарекает в память усопшего брата - Николаем.

Примечательны и трогательны воспоминания воспитательницы цесаревича Николая А.П. Оленгрэн, она описывает его, как ребенка с сильным характером, знающего чего он хочет и к чему стремится (Алферьев Е.Е. Император НиколайII как человек сильной воли / Е.Е. Алферьев. – Москва : Церковно-Историческое общество, 2020.  С. 15). Великий князь Николай воспитывался своим Августейшим отцом строго, порой даже сурово. Александр III желал воспитать своих детей «нормальными русскими детьми». «Имейте в виду, что ни я, ни Великая Княгиня не желаем делать из них «оранжерейных цветов». Они должны шалить в меру, играть, учиться, хорошо молиться Богу» (Бонецкая  Н.К. Царские дети: Сб. / Сост.: Н.К.Бонецкая—М.:Ц 19 Сретенский монастырь, 2005), наставлял гувернанток Александр III.

Цесаревич Николай вырос воспитанным, глубоко религиозным, деликатным, прекрасно образованным и послушным своему отцу молодым человеком. Однако, уже в раннем возрасте проявил настойчивость, и не покорился воле отца в делах сердечных. Он настоял на женитьбе непременно на принцессе Алисе Гессен-Дармштадтской, сестре Елизаветы Федоровны – супруги Великого князя Сергея Александровича. Родители были вынуждены уступить. 14 ноября 1894г. Состоялось венчание Николая Александровича и Александры Федоровны. В связи с трауром, по скоропостижно скончавшемуся Александру III, церемония проходит скромно. 14/27 мая 1896г в Успенском соборе Москвы проходит торжественная коронация Их Величеств. Увы, и это событие, омрачается катастрофой на Ходынском поле. Молодая императорская чета глубоко переживает это событие, но не смеет пренебречь своими светскими обязательствами, вечером они вынуждены посетить прием в Их честь.

Бог благословляет Царскую семью рождением четырех дочерей, но по закону, они не могут стать престолонаследницами. Императрица в отчаяние, она углубляется в молитву, становится еще более ревностной христианкой. 30 июля / 12 августа 1904г рождается долгожданный наследник Цесаревич Алексей Николаевич. Радость продлилась не долго, уже спустя шесть недель у Цесаревича проявилась неизлечимая болезнь – гемофилия.

Церковь и общество при Императоре Николае II


«…Охраняй самодержавие, памятуя при том, что ты несешь ответственность за судьбу твоих подданных пред престолом Всевышнего. Вера в Бога и святость твоего царского долга да будет для тебя основой твоей жизни. Будь тверд и мужествен, не проявляй никогда слабости… В политике внешней держись независимой позиции. Помни: у России нет друзей… Избегай войн… В политике внутренней – прежде всего покровительствуй Церкви…»
— Император Александр III сыну Николаю

Император Николай II, был вынужден проявить твердость с первых дней правления, что бы исполнить завет отца. К сожалению, к началу XX века российское общество было пропитано либеральными идеями, идеями необдуманными и опасными. Император вынужден публично обозначить свою политическую позицию: «… Пусть все знают, что я, посвящая все свои силы благу народному, буду охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой покойный незабвенный родитель» (Ольденбург С.С. Царствование Императора Николая II. Вашингтон, 1981. С.47). ХХ век – век трагический, именно в это время проявляются последствия Петровских и Екатериненских политических и духовных курсов.

После того, как Россия вынужденно пошла на великие реформы Александра II, стали освобождаться силы народа (Зубов А.Б. История Русской Церкви. https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istorija-russkoj-tserkvi-zubov). Народ переживает глубочайший внутренний, духовный и культурный упадок. Растет число грамотных, но не образованных людей, у людей не оказалось внутреннего стержня, «общество разрушалось, поэтому, когда внешние силы освободились, а внутреннего результата созидания не было, начался процесс быстрой деградации» (Зубов А.Б. История Русской Церкви. https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istorija-russkoj-tserkvi-zubov). Отсутствуют внутренние авторитеты, и необходимо признать, что и веры нет у людей, зачастую это в лучшем случае обрядоверование. И вот, мужик получает свободу, вкушает запретный плод, и видит, что его не поразил гром и силы небесные, а значит, его обманули и ни какой кары не будет… Увы Россию крестили, но не обратили в веру Православную, большинство людей не то что не знали догматов, а не знали основ веры, молитв, «допускали ошибки в молитве Отче наш такие, что и смысл полностью искажался» с горечью констатировал обер-прокурор Синода Константин Победоносцев.

Вина за такое духовное состояние ложиться в первую очередь на Церковь. Это ее служители не позаботились о просвещении народа, но не стоит забывать, что это время Синодальной Церкви. Церкви живущей вне канонов апостольских, по решению Петра IЦерковь обезглавлена, упразднено патриаршество, Соборность, верховной инстанцией становится Государь, а по факту все вопросы решает обер-прокурор. Священники не проповедуют с амвона, а лишь совершают обряды и правят службы, но вина лежит на бюрократической машине, проповедь должен одобрить архиерей, а он в свою очередь подотчетен перед обер-прокурором.

Архиереи перемещаются с места на место, лишь немногие задерживаются в епархии более чем на три года, пять и десять лет на одном месте, это скорее нонсенс. Победоносцев не стесняясь называет архиереев Синода своими статистами, приходы безправны, не имеют голоса и средств. Сами священники не особо стремятся к духовному просвещению, своих детей они предпочитают отдавать в светские заведения, часто и сами тяготятся службой, все больше увлекаются политикой и вольномыслием, оставляют пост и молитву. Духовенство столичное и крупных городов отличается высокой образованностью и приемлемым материальным положениям, глубинка же прибывала в крайней нужде. Тем не менее «духовенство испытывало комплекс социальной неполноценности» (Протоиерей Георгий Митрофанов. История русской православной церкви (1900–1927). С.13 https://dom-knig.com/read_356711-13). Российская культура в это время переживает свой «Серебренный век», это связано с «мощными религиозными исканиями в русской литературе, философии и в русской культуре в целом (Протоиерей Георгий Митрофанов. История русской православной церкви (1900–1927). С.13 https://dom-knig.com/read_356711-13).

Историк профессор Зубов видит в ослаблении веры главную причину развития оккультизма в России. Итак, общество потеряло либо ищет веру, мораль расшатывается, народ жаждет чуда. Все это и спровоцировало появление околоцерковных «старцев», странников, колдунов. Здесь, необходимо сказать о явлении распутинщины, которая болезненно отразилась на церковной жизни и даже обусловила объединение всего думского духовенства против Распутина (Протоиерей Георгий Митрофанов. История русской православной церкви (1900–1927). С.13 https://dom-knig.com/read_356711-13). Более того ему удалось войти в доверие императрице, хотя против него были решительно настроены и император, и сестра царицы Елизавета Федоровна. Однажды царь с горечью сказал, что лучше он потерпит сто старцев во дворце, чем одну истерику Александры Федоровны. Необходимо помнить, что цесаревич тяжело болел, и императрица, хваталась за любые соломинки, в надежде облегчить страдания сына, тем не менее, слухи о влиянии Распутина на решения государя преувеличены.

В годы правления императора Николая IIЦерковь получает возможность обратиться с просьбой о реформе в Церковном управлении и возвращении к каноническому устройству, т.е. к возобновлению Соборов и патриаршества. 17 апреля 1905 года в России государь подписал указ об укреплении начал веротерпимости, фактически дав свободу всем неправославным церквам (Зубов А.Б. История Русской Церкви. https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istorija-russkoj-tserkvi-zubov). Таким образом, Русская Православная Церковь, оказывается в самом ущемленном положении. Это прекрасно понимают Витте и митрополит Санкт-Петербургский Антоний, в 1905г они подготавливают и направляют прошение императору в обход Победоносцева. Царь одобряет идею созыва соборов, но просит отложить их до лучших времен. Такое решение дало толчок для образования Предсоборного присутствия и тщательной подготовки к собору. К сожалению, не восстановлению патриаршества, ни возобновлению Соборов при Николае II, так и не произошло. Мы видим положительную тенденцию в отношениях между церковью и царем, государь не отвергает просьб духовенства, но в связи с волнениями не решается на действия.

Заключение


«В политике ничего не происходит случайно. Вы можете быть уверены, что все совершается по заранее разработанному плану»
— Ф.Д. Рузвельт

Мы смогли рассмотреть лишь кратко жизненный путь Императора и слегка прикоснуться к событиям во время его правления. Прежде чем делать заключение, необходимо упомянуть несколько значимых и успешных событий в истории Российского государства при Николае II:
  • денежная реформа, введение золотой валюты
  • Гаагская мирная конференция для обеспечения всеобщего мира и ограничений вооружения
  • заключение мира на выгодных условиях в Русско-Японской войне
  • прекращение террора и установление порядка после революции 1905г.
  • учреждение Государственной Думы
  • реформы Столыпина
  • успешная военная компания в I Мировой войне.

Итак, не смотря на общественную истерику, мы можем честно сказать, что император был мудрым и прогрессивным правителем. Скорее всего главным раздражителем для общества послужило христианское устроение и глубокая религиозность государя. Он искренне хотел восстановления канонического устроения церкви, но политические волнения, в том числе и среди духовенства, были серьезным препятствием для реализации церковных реформ. Император, не позволял личным переживаниям повлиять на дела государственные, даже болезнь сына, не была поводом для пренебрежения Им своими обязанностями и протоколом.

Отречение от престола остается для нас загадкой. Император был точным и скрупулезным человеком с детства, он не подписывал ни одного документа карандашом, более того он был законопослушен, тем более удивительно такое пренебрежение клятвой о царском служении. В его дневнике мы прочтем: «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России – я буду этой жертвой. Да свершится воля Божия». Царская семья понимала, что их ждет и мужественно приняла мученическую кончину, уже одного этого достаточно для признания их канонизации и почитанию их святыми.

Святый Царь-мученик Николае и Царские страстотерпцы, молите Бога о нас!

Библиография


  1. Деяние Юбилейного Архиерейского Собора о соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских ХХ века. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/423849.html
  2. Алферьев Е.Е. Император Николай II как человек сильной воли / Е.Е. Алферьев. – Москва : Церковно-Историческое общество, 2020. -222с. ISBN 978-5-6044561-1-8
  3. Бонецкая Н.К. Царские дети: Сб. / Сост.: Н.К.Бонецкая—М.: Ц. 19 Сретенский монастырь, 2005 — 448 с. ISBN 5-7533-0268-8
  4. Зубов А.Б. История Русской Церкви. https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istorija-russkoj-tserkvi-zubov
  5. Протоиерей Георгий Митрофанов. История русской православной церкви (1900–1927). https://dom-knig.com/read_356711-13
  6. Ольденбург С.С. Царствование Императора Николая II. Вашингтон, 1981.-389с.
  7. Портал История.РФ, https://histrf.ru/biblioteka